ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
-
Когда впервые видишь филимоновскую игрушку, сражает цвет. Наповал. Яркий, жизнерадостный, сочный! А потом уже, немного придя в себя после этого взрыва радости и жизнелюбия, замечаешь инопланетные контуры филимоновских фигурок. Они все — удлиненные и вытянутые. Но не за счет ног — эта игрушка крепко стоит на земле. Куколки и животные филимоновских мастеров подрастают в других местах: у одних — длинная шея, у других — талия. А если у филимоновских животных есть рожки, то и они устремляются вверх, вытягиваясь к небесам.
Удлиненные силуэты этой радостной тульской игрушки появились не случайно. Это сейчас новомодные художники и скульпторы могут поражать странными авангардными изображениями, в поисках своего пути к славе… а раньше необычность линий и форм была связана с канонами религиозных культов или со спецификой природного материала (из которого изготовляли художественное изделие) или особенностей технологии народного промысла.[more]
Почему филимоновская игрушка такая длинная
Филимоновскую игрушку лепят в Одоеве из местной чёрно-синей глины — синики. Это пластичный, но жирный материал, который легко деформируется, не выдерживая большого давления.
Поэтому и головы филимоновских фигурок маленькие, не тяжелые. Обычно филимоновские игрушки лепят из единого, цельного куска глины, вытягивая ее в нужном направлении. И только изредка дополняют накладными деталями.
Почему филимоновскую игрушку не грунтуют
Чудесные свойства филимоновской глины позволяют не грунтовать фигурки перед росписью. Дело в том, что после обжига, игрушки становятся белыми. И сразу готовы к росписи.
Роспись игрушек и филимоновская палитра
Удивительно яркий цвет филимоновским игрушкам придают анилиновые краски. Цветовая палитра филимоновских мастеров: малиновый (фуксиновый), жёлтый и синий (сине-голубой). При этом, смешение или наложение одних красок на другие, дает следующие оттенки трех основных филимоновских цветов:
- малиновый + желтый = теплый красный (алый);
- синий + малиновый = ультрамарин (синий с фиолетовым отливом);
- синий + желтый = травянисто-зеленый и изумрудно-зеленый.
***
И теперь предлагаю вам послушать рассказ генерального директора ООО «Филимоновская игрушка» Сергея Васильевича Кузнецова об истории этого народного промысла, основных сюжетах миниатюрной филимоновской скульптуры и мастерах филимоновской игрушки, чьи чудесные работы можно купить в нашем магазине Букинист.Жемчужина народного искусства
Возникновение народного промысла в Филимоново
Филимоновская игрушка очень узнаваема. Если вы встретили глиняную расписную куколку, похожую на вазу с узким длинным горлышком, у которой юбка-колокол плавно перетекает в короткое и узкое тело-шею с маленькой конусообразной головой, в руках у нее птичка-свистулька или младенец, а платье куклы украшено малиновыми, желтыми, зелеными и голубыми полосками-точечками-солнышками-ветками, то это, наверняка — филимоновская барышня, потомок одной из древнейших игрушек России.
Некоторые ученые считают, что филимоновской народной игрушке уже более семисот лет. Возраст филимоновского чуда — достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
Филимоновская игрушка в ХХ веке
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц: Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна, которые не бросали своего ремесла.
Филимоновское производство игрушек заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.
В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.
Основные сюжеты филимоновской игрушки
Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке — барыня, всадник, конь, олень, баран, козел… которые, видимо, складывались по принципу «что вижу, то леплю».
Для филимоновских фигурок характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины — «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками.
Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая елочка, яркая ягодка, лучистаязвездочка или солнышко. Лица филимоновских фигурок всегда остаются белыми. И лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос глиняных кукол. Наши игрушки трудно спутать с фигурками других народных промыслов России.
Со временем, традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями, жанровыми сценками — Солдат, кормящий курицу, Медведь перед зеркалом (это — странное существо с гибким, худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя. Но мы же знаем, что это — он!), Чаепитие.
Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это — отдельно стоящие фигурки: высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или с полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. А под мышкой солдаты держат птиц!
Но самым настоящим шедевром филимоновского народного промысла стала композицияЛюбота (влюбленные: барышня с кавалером наедине. Причем, обычно, кавалер забавно опирается ножками на юбку глиняной барышни).
Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Першин В.Б., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением и радостью трудятся Марченкова М.Н., Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М.
Стихи о филимоновской игрушке
«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.
Послушайте, как пишет о нашей игрушке поэт Н. Денисов:
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области. А теперь и у нас, в Букинисте на проспекте Ленина, 32, можно купить красивые и забавные филимоновские игрушки!
Свежие комментарии